Сейчас многие дают совет любить себя, считается, что если будешь любить себя, то станешь счастливым. Я тоже считаю этот совет правильным. Так что значит любить себя? Это значит потакать своим прихотям, заниматься самолюбованием, тешить своё самолюбие, быть эгоистом? На самом деле любить себя, это желать себе счастья и предпринимать какие-то шаги для обретения счастья. А что надо сделать, для того чтобы стать счастливым(ой)? Да много чего, только не усердствовать в сторону эгоизма и потакания своим прихотям.
Итак, рецепт счастья прост. Для того чтобы стать счастливым, необходимо повысить свой уровень синтропии. Для этого необходимо следовать синтропийной этике (см. пост “О Синтропизме”). Если говорить на более простом языке, то для этого, всего лишь достаточно позаботиться об удовлетворении потребностей, в соответствии с пирамидой потребностей Маслоу. См. [1]
Однако, при этом, всё же следует больше обращать внимание на удовлетворении высших потребностей, связанных с верхней, а также средней частью пирамиды (Потребность в самоактуализации: развитие собственной личности, развитие способностей; реализация своих целей, способностей. Потребность в любви, признании, уважении), а не на удовлетворение потребностей связанных с физиологией, бытовой эстетикой, с эстетикой внешнего вида, с материальной и финансовой составляющей. То есть, для того, чтобы быть счастливым нельзя зацикливаться на материальных, бытовых эстетических ценностях. См. притча внизу. “Притча о спрятанном счастье.” Деньги и материальное благополучие в какой-то мере могут сделать счастливее, но это лишь основа счастливости. Чтобы действительно стать счастливым, необходима самореализация на других, более высоких уровнях бытийности.
Человек по-настоящему и в долгосрочной перспективе счастлив, лишь тогда, когда жизнь подчинена идее удовлетворения высших потребностей. Если же, жизнь человека подчинена удовлетворению каких либо других потребностей, то человек быстро пресыщается данными потребностями и деградирует.
Удовлетворение высших потребностей, в большей степени должно быть связано с саморазвитием, самосовершенствованием, развитием положительных качеств личности, с духовным развитием, совершенствованием, достижением духовных религиозных целей (молитвенное обращение к Высшему Духовному Существу см. пост “О Синтропизме”). Естественно, при этом, необходимо соблюдать умеренность в удовлетворении физиологических, сексуальных потребностей, потребностей в развлечениях, бытовых эстетических потребностей, финансовых потребностей. А так как удовлетворение данных потребностей нацелено, напрямую, на повышение количества дофамина и других гормонов удовольствия, что не может происходить бесконечно, а потребности мозга в данных гормонах постоянно возрастают, то неуёмное стремление к удовлетворению данных потребностей, стремление к гедонизму уже приносит больше вреда, чем пользы. Более того, для удовлетворения высших потребностей верхней части пирамиды, для достижения серьёзных, масштабных целей, необходим в какой-то мере аскетизм. В идеале, удовлетворение потребностей нижней части пирамиды, её основы должно быть сопряжено с созданием условий для поддержания и приумножения физического и психического здоровья. Удовлетворение потребностей нижней части пирамиды оправдано настолько, насколько это способствует сохранению и приумножению физического и психического здоровья.
Для удовлетворения высших потребностей, связанных с саморазвитием, с духовным развитием, необходимо:
1. Развитие добродетелей, положительных качеств ( См. Википедия [2], [3]) . Необходимо развивать в себе синтропийные добродетели, ценности, процессы(см. пост “О Синтропизме”). “Чтобы понять синтропийна ценность или нет, необходимо спросить себя, служит ли она целям развития, созидания, совершенствования? Служит ли она моральным ценностям?”
2. Любовь к себе, это не самолюбование, это желание стать лучше. Необходимо выявить свои недостатки, свои слабости, свои отрицательные качества, честно себе в них признаться и попытаться их исправить. (Правда сейчас общество настолько испорчено, что если будешь слишком хорошим(ей), то могут и побить.) Например, если девушка толстая, но хочет выйти замуж, то ей желательно похудеть. Когда я говорю о недостатках, то прежде всего я имею в виду какие-либо недостатки на психологическом уровне, на уровне характера, а также на уровне жизненных приоритетов. Например, человеку с заниженной самооценкой можно стать в чём либо настоящим профессионалом. Человеку с завышенной самооценкой сложнее, ему нравится нарциссизм. Нарциссизм помогает не замечать собственные недостатки и пребывать в розовых очках. Однако, чем выше лезет обезьяна, тем дальше виден голый зад, правда голый зад не виден самой обезьяне. Недостатки ослабляют синтропийный импульс, а исправив их, можно его усилить и повысить общий уровень своей синтропии (см. пост “О Синтропизме”). А как определить собственные недостатки? Один из способов, это прислушаться к критике, только к честной, идущей от души.
Существует два вида критики. Первый вариант, честная, деликатная, созидательная, конструктивная критика, критика по существу, критика нацеленная на выявление значимых недостатков, критика, как констатация факта, критика без негативного влияния на объект критики. Нет ничего плохого в том, чтобы прислушаться к здоровой критике, к советам, и попытаться исправиться.
Второй вариант, негативная, неконструктивная критика, искажающая, мнимая критика. Это критика искажающая основной смысл, выявляющая мнимые недостатки, критика не по существу, критика преподносящая второстепенные малозначимые недостатки как основные, критика нацеленная на уничтожение идеи, критика нацеленная на оказание негативного влияния на объект критики. Вариант негативной критики, это критика ради того, чтобы потешить своё самолюбие. Ещё вариант негативной критики, это насмешка.
Насмешка, это нездоровая критика недалёкого самоуверенного нарцисса. Смеяться над несчастьями, ошибками, промахами, неудачами других невежливо и даже небезопасно, бумеранг может вернуться. На самом деле, глуп и смешон не тот кто допускает ошибки и промахи, а тот, кто ничего не делает для их исправления, предупреждения, и постоянно наступает на старые грабли. По-настоящему смешон тот, кто ничего не делает для того, чтобы изменить себя и свою жизнь к лучшему.
Следующий способ выявить свои недостатки, это психологическое тестирование, психологическая консультация.
К недостаткам, также, можно отнести какие-либо психологические проблемы, часто проявляемые в виде депрессий, агрессии, фобий, страхов, зависимостей, которые необходимо лечить. Осуществлять лечение психики можно с помощью зарекомендовавших себя, психотерапевтических методов, а также, частично религиозными методами (молитва, пост, йога, цигун, кундалини йога, медитация), только желательно соблюдать технику безопасности и заниматься под присмотром мастеров. Вот примеры из кундалини - йоги школы Йоги Бхаджана: см. [4],[5],[6],[7]
О кундалини - йоге школы Йоги Бхаджана: см. [8],[9]
Существуют те, кто не очень то видит свои недостатки и совершенно не имеет желания их исправлять. Но существует и другая группа людей, те, кто постоянно занимается самокопанием, что также можно расценить как недостаток, от которого тоже можно избавиться. Избавиться от излишней самокритичности можно, например, с помощью практик кундалини йоги. Согласно учению кундалини йоги существует три вида ума: негативный, позитивный и нейтральный, которые должны сосуществовать в гармоничном единстве. Если, например, слишком развит негативный ум, то человек остаётся в прошлом, занимается самокопанием. Если преобладает позитивный ум, то человеку недостаёт критичности, и он постоянно совершает одни и те же ошибки. Соотношение данных умов можно исправить: [10]
Как и физическое, психическое здоровье можно отнести к нижней части пирамиды, к её основе, без которой сложно выстроить другие уровни пирамиды. Психическое здоровье, это основа счастливости. К сожалению, в современном обществе, психическому здоровью, мерам по поддержанию психического здоровья уделяется мало внимания.
Часто человек несчастен, из-за того, что находится в плену своих негативных сторон. Стремясь стать лучше, изменяя себя, человек освобождается от собственных ограничений, собственной невидимой ограничивающей паутины.
3. Ну и самое сложное. Чтобы стать по-настоящему счастливым, необходимо бороться со своими пороками. См. [11], [12]
Пороки - качества противоположные добродетелям, это антисинтропийные качества, способствующие осуществлению антисинтропийных процессов, как в самом человеке, так и в обществе(см. пост “О синтропизме”) Может ли, быть по-настоящему счастливым, вредный, задиристый, завистливый, агрессивный, эгоистичный, жадный человек? Если такой человек не глуп, то он может быть успешен в обществе, но насколько он будет счастлив? Насколько он будет счастлив, если не окажется под рукой объекта для агрессии? И насколько он может быть счастлив, если есть такой объект? Порочный, не склонный к добродетельности человек в какой-то мере может быть счастливым, однако счастье такого человека психологически болезненно, неестественно, дефективно.
Бороться с пороками можно с помощью проверенных временем религиозных методов(молитва, пост, йога, цигун, кундалини йога, медитация), а также, с помощью психотерапевтических методик. Справиться с некоторыми пороками, недостатками, усилить положительные качества, можно с помощью чтения поучительной литературы, классической литературы. Например: [13]
4. Развитие своих сильных сторон. Если есть какие-либо способности, то их необходимо развивать. Также необходимо подтягивать свои слабые стороны. Для выявления своих достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон, склонностей, особенностей, можно воспользоваться психологическим тестированием. Например: [14]. И вот ещё: :) [15]
5. Духовное саморазвитие. Осуществление духовной жизни, связанной, с религиозно обрядовой инициацией, с молитвенным обращением к Богу, к Высшему Духовному Существу и познанием религиозных истин. Молитвенное обращение к Высшему Духовному Существу может быть и не решит каких либо конкретных проблем, однако позволит поднять уровень синтропии в различных областях жизни, позволит стать более активным в достижении поставленных целей, позволит улучшить свою способность к выживанию, улучшить свою способность бороться с энтропийными, антисинтропийными явленииями, как физической природы, так и человеческого общества(см. пост “О Синтропизме”), улучшить свою способность к самоактуализации. У Бога нет рук и ног, поэтому Он может помочь в большей степени на духовно психическом уровне, в какой-то мере Он может помочь, способствуя осуществлению благоприятной ситуации для молящегося, способствуя предотвращению развития ситуации в неблагоприятную сторону. Самый главный подарок Бога человеку, это разум, с помощью которого, человек может добиваться задуманного. А кто самый лучший психолог? Он самый. Поэтому, молитвенное обращение к Высшему Духовному Существу также способно улучшить психологическое состояние.
Духовное саморазвитие связано с удовлетворением высших, нематериальных потребностей. Духовное саморазвитие связано с углубленным, интеллектуальным пониманием жизни, с философским взглядом на жизнь. Например: [16],[17] Для духовного саморазвития полезно чтение серьёзной литературы с философским уклоном. Осуществление духовной жизни, также связано с осмыслением морально-нравственных основ жизни общества [18]. Для духовного развития будет полезно осмысление синтропийной этики, осмысление синтропийного морального кодекса (см. пост “О Синтропизме”). Углубленное духовное саморазвитие должно быть связано с осмыслением философских основ жизни, с осмыслением философии Синтропизма.
В обществе, без какой-либо духовной основы, в атеистическом обществе, как показывает практика, постепенно формируются и затем начинают преобладать процессы вырождения. Такое общество, этнос постепенно теряют пассионарную энергию, энергию выживания. В таком обществе, этносе, несмотря на материальное благополучие, семьи становятся всё более малочисленны и затем, молодёжь начинает, вовсе предпочитать бездетность. В атеистическом обществе из-за ослабления энергии выживания, нарушения этической стороны жизни, нарушается способность осознавать пагубность влияния наркотических веществ.
6. Собственно саморазвитие. Приобретение знаний, развитие интеллекта, когнитивных способностей. Развитие правого полушария, образного мышления, творческих способностей. Развитие качеств способствующих самоактуализации, способствующих успеху.
Для улучшения интеллектуальной деятельности, можно использовать различные авторские методики. Например:[19]
Для саморазвития можно использовать, зарекомендовавшие себя, тренинги личностного роста.
Однако саморазвитие имеет смысл лишь тогда, когда осуществляются все вышеперечисленные пункты, иначе возникает однобокость в развитии. Если такого человека образно сравнить с автомобилем, то у такого человека будет сильный мотор, но слабая рулевая система и шасси. Такой человек может легко сбиться с “пути”, попасть в “аварию”.
Когда человек достигнет определённого духовного, интеллектуального, нравственного, морально волевого, потенциала, определённых качеств, когда будут сформированы нужные способности, то он может уже приступить к реализации своих целей, связанных с самоактуализацией. Реализация своих целей и способностей и дальнейшая самоактуализация у каждого сугубо индивидуальна, как говорится, каждый человек сам является кузнецом своего счастья. Самоактуализация связана с особенностями, сильными и слабыми сторонами, склонностями, интересами.
Самоактуализация может быть связана с профессией, с профессиональным успехом. Самоактуализация может быть связана с созданием семьи(уже не мало), с многодетностью и проявлением себя, в какой-то степени, в последующих поколениях, с домохозяйствованием. Самоактуализация может быть связана не только с каким либо практическим направлением, интеллектуальным направлением, но и с духовным. При духовной самоактуализации существует дополнительная опция, возможность попасть в рай. [20]
А когда сам станешь счастливым, то можно уже поделиться счастьем. Ведь нельзя быть по-настоящему счастливым, если кто-то рядом несчастлив. Правда, если хочешь поделиться счастьем на материальном уровне, то желательно проявлять умеренность, ведь помочь можно, лишь тогда, когда у самого достаточно средств для существования. Помощь должна быть с умом. Помогать нужно так, чтобы тот кому помогаешь, не превратился в иждивенца. Хотя вопрос надо ставить шире. Если ты сам счастлив, то своим личным примером, добрым советом можешь вдохновить и направить, того, кто желает стать счастливее, на путь к счастью. Однако нужно понимать, что путь к счастью, это не только благостная счастливая прогулка, но и преодоление серьёзных испытаний. См. [21], [22], :) [23]
Сейчас сложилось довольно эгоистичное представление о счастье. Каждый хочет свить своё уютное гнёздышко и жить в своём счастливом обособленном мирке. Но во-первых, это примитивное, неполноценное, несколько порочное представление о счастье (я уже упоминал выше о неполноценности, дефективности счастья порочного человека, хотя порочному человеку может показаться, что он крайне счастлив). Во вторых, каждый человек в современном мире, хочет того или нет, вовлечён в социальные, общественно политические процессы общества. И если человек оторван от данных процессов, не старается как либо на них повлиять в положительную сторону, то когда-нибудь, данные процессы могут пойти в неблагоприятную сторону и ситуация может сложиться не на пользу. Поэтому, для того чтобы оставаться счастливым продолжительное время, необходимо проявлять социальную и общественно политическую активность.
Для этого необходимо осуществление, как минимум, следующего:
1) Участие в общественной жизни общества, связанной с осуществлением каких либо положительных, синтропийных процессов в обществе(см. пост “О Синтропизме”).
2) Борьба, по мере сил и возможностей, с негативными, антисинтропийными процессами в обществе (наркомания, алкоголизм, коррупция, преступность, социальная несправедливость и.т.д). Для обеспечения правопорядка, необходимо пособничество правоохранительным органам.
3) Исповедание идеи толерантности, правда избирательной. Полная толерантность ко всему, это путь к полному, тотальному равнодушию, к стиранию понятий связанных с пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо. Толерантность не должна приводить к вседозволенности каких либо меньшинств. Полезными можно признать следующие виды толерантности: политическую, религиозную, этническую. Правда толерантным нужно быть по отношению к тем, кто сам толерантен. Политическая толерантность не должна быть по отношению к реакционным, деструктивным политическим течениям. Нельзя проявлять религиозную толерантность в отношении деструктивных религиозных культов. Этническая толерантность не должна приводить к вседозволенности национальных меньшинств.
К высшим потребностям также необходимо отнести и такие ступени пирамиды, как потребность в любви, уважении, признании, о которых не стоит забывать в своём стремлении к саморазвитию. Общество, в котором индивиды не обладают способностью к любви, состраданию, уважению, в котором преобладают чёрствость, хамство, стремление унизить, постепенно деградирует и вырождается. Поэтому, тот кто стремится к полноценному саморазвитию, должен позаботиться о налаживании позитивных, дружелюбных взаимоотношений внутри, семьи, в рамках коллектива, дружеского сообщества, в целом в обществе. А тот, кто не желает развивать позитивность и дружелюбие, должен быть подвергнут решительному осуждению. Для поддержания хороших отношений необходимо стараться пребывать в высоком эмоциональном тоне(саентологическая технология). См. [24]
Тот, кто стремиться к полноценному, многогранному развитию должен стремиться к пониманию и восприятию высокого искусства( прослушивание симфоний, оперы, чтение серьёзной литературы, просмотр спектаклей, балета), а не искусства связанного с массовой поп культурой.
Все вышеперечисленные пункты, это наиболее важные направления, ведущие к счастью, наиболее важные составляющие счастья, остальное, как говориться, приложится.
************************************************************************************
Притча о спрятанном счастье
Как-то раз боги, собравшись, решили поразвлечься. Один из них сказал:
– Давайте что-нибудь отберем у людей?
После долгих раздумий другой воскликнул:
– Я знаю! Давайте отберем у них счастье! Проблема только в том, куда его спрятать, чтобы они не нашли.
Первый сказал:
– Давайте запрячем его на вершине самой высокой в мире горы!
– Нет, помни, что у них много сил, кто-то сможет взобраться и найти, и если найдет один, все остальные сразу узнают, где счастье, – ответил другой.
Тогда кто-то выдвинул новое предложение:
– Давайте спрячем его на дне моря!
Ему ответили:
– Нет, не забывай, что они любопытны, кто-нибудь сможет сконструировать аппарат для подводного плаванья, и тогда они обязательно найдут счастье.
– Спрячем его на другой планете, подальше от Земли, – предложил кто-то еще.
– Нет, – отклонили его предложение, – помни, что мы дали им достаточно ума, когда-нибудь они придумают корабль, чтобы путешествовать по мирам, и откроют эту планету, и тогда все обретут счастье. Самый пожилой бог, который на протяжении всего разговора хранил молчание и только внимательно слушал выступавших, сказал:
– Я думаю, что знаю, где нужно запрятать счастье, чтобы они его никогда не нашли.
Все повернулись к нему заинтригованные и спросили:
– Где?
– Спрячем внутри них самих, они будут так заняты его поисками снаружи, что им и в голову не придет искать его внутри себя.
Все боги согласились, и с тех пор люди тратят всю свою жизнь в поисках счастья, не зная, что оно спрятано в них самих.
Притча про счастливых людей
Как-то раз группа бывших товарищей по учебе, а ныне высококлассных профессионалов, успешных, уважаемых и богатых людей, собралась проведать своего старого любимого профессора. Они пришли к нему в дом, и очень скоро разговор зашел о непрекращающихся стрессах, которые провоцирует и работа, и современный мир, и вообще жизнь в целом.
Профессор предложил всем своим ученикам кофе и, получив согласие, удалился на кухню. Вернулся он с большим кофейником, рядом с которым на подносе красовались на удивление разные кофейные чашки. Чашки были разноцветными, разнокалиберными. Среди этой компании были и дорогие фарфоровые, и обычные керамические, и просто глиняные, и стеклянные, и пластиковые. Они отличались по форме, декору, удобству ручек... Профессор устроил кофейник посреди стола и предложил, чтобы каждый выбрал себе понравившуюся ему чашку и заполнил ее только что сваренным кофе. Когда чашки были разобраны и кофе налит, профессор немного прокашлялся и тихо, с невероятной теплой доброжелательностью обратился к своим гостям:
– Вы обратили внимание, что самые красивые и дорогие чашки разошлись в первую очередь? А остались самые простые и дешевые? Это нормально, так как каждый хочет для себя лучшего. На самом деле это является в большинстве случаев причиной стрессов, о которых вы говорили. Продолжу: чашка не прибавила вкуса или качества кофе. Чашка только маскирует или скрывает то, что мы пьем. Вы хотели кофе, а не чашку, но инстинктивно вы искали ту, что получше.
Жизнь – это кофе. Работа, деньги, социальное положение – это просто чашки, которые придают форму и приукрашивают в чем-то жизнь. И тип чашки не определяет и не изменяет качество той жизни, которую мы ведем. Напротив, если мы концентрируемся только на чашке, перестаем наслаждаться кофе. Наслаждайтесь своим кофе!
Самые счастливые люди не те, кто имеет самое лучшее, а те, кто получает самое лучшее из того, что имеет. Помните.